- поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам;
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (стандартам, шаблонам)
Привлечение
внимания
|
Власть |
Месть |
Избегание
неудачи
|
|
Социальные
причины
|
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению
|
Мода на «сильную» личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребёнка
|
Рост насилия в обществе
|
Слишком высокие требования родителей и учителей
|
Сущность поведения
|
Получать особое внимание
|
«Ты мне ничего не сделаешь»
|
Вредить в ответ на обиду
|
«Не буду и пробовать, всё равно не получится».
|
«Сильные» стороны поведения
|
Потребность в контакте с учителем
|
Смелость, сопротивление влияниям
|
Способность защищать себя от боли и обид
|
Отсутствуют
|
Реакция учителя: эмоции
|
Раздражение, негодование
|
Гнев, негодование, возможен страх
|
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху
|
Профессиональная беспомощность
|
Реакция учителя: импульс
|
Сделать замечание
|
Прекратить выходку с помощью физического действия
|
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации
|
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
|
Реакция ученика
|
Временно прекращают
|
Прекращают выходку, когда сами сочтут нужным
|
Прекращают выходку, когда сами сочтут нужным
|
Попадают в зависимость от учителя, продолжают ничего не делать.
|
Способы
предотвращения
|
Учить детей привлекать внимание приемлемыми способами.
Оказывать внимание за хорошее поведение.
|
Уходить от конфронтации. Отдать часть своих органи-
заторских функций
|
Строить взаимоотношения с учеником на принципах заботы о нём.
|
Поддержка ученика, чтобы его установка на «Я не могу» сменилась на «Я могу»
|
СТРАТЕГИЯ
|
ТАКТИКА |
Изменить методы объяснения
|
Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков.
Учить за один раз чему-то одному
|
Ввести дополнительные методы обучения
|
Дополнительная помощь от учителя.
Помощь компетентных взрослых
Ученики-репетиторы
|
Учить позитивно рассказывать о том, что делает и о себе
|
Ищите два «плюса» на каждый «минус». Декларировать «Я могу» перед выполнением задания
|
Делать ошибки нормальным и нужным явлением
|
Рассказывайте об ошибках
Показывайте ценность ошибки как попытки
Минимизируйте последствия от сделанных ошибок
|
Формировать веру в успех
|
Поддерживайте любые улучшения
Объявляйте о любых вкладах
Раскрывайте сильные стороны своих учеников
Признавайте трудность Ваших заданий
Ограничивайте время Ваших заданий
|
Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах
|
Анализируйте прошлый успех
Повторяйте и закрепляйте успехи
|
Делать процесс обучения ощутимым
|
Наклейки «Я могу»
Альбомы достижений
Рассказы о вчера, сегодня и завтра
|
Отмечать достижения
|
Аплодисменты «Звёзды и наклейки»
Награды и медали
Выставки
Самопризнание
|
Активное мстительство
|
Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю
|
Пассивное мстительство
|
Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта
|
Реакция учителя
|
Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху.
Импульс: немедленно ответить силой, как равному (подавить), или уйти из ситуации (убежать из класса)
|
Ответы ученика на реакцию учителя
|
Стиль ответа – вредить
Действия – выходка продолжается, пока сам ученик не решит ее прекратить
|
Происхождение мстительного поведения
|
Отражение роста насилия в обществе
Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов
|
Сильные стороны мстительного поведения
|
Ученики демонстрируют высокую жизнестойкость, умение защитить себя от боли
|
Принципы профилактики мстительного поведения
|
1. Строить отношения со всеми учащимися по принципу заботы о них
2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами
|
СТРАТЕГИЯ |
ТАКТИКА |
Ищите «изящный уход» |
Признайте власть ученика. Уберите «зрителей». Перенесите обсуждение вопроса. Делайте записи. Озадачивайте учеников. Соглашайтесь с учеником. Меняйте тему.
|
Используйте удаление |
Удаление, не выходя из класса Удаление в другой класс.
Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации.
Удаление с применением силы.
|
Устанавливайте санкции |
Лишить или отложить право заниматься чем-либо.
Лишение или отлагательство права пользоваться любимыми предметами.
Лишение доступа в различные помещения школы.
Прекращение взаимодействия с другими учениками.
Требование встречи с администрацией Требование встречи с родителями. Требование встречи с милицией.
Возмещение учеником убытков: починка, ремонт предметов, вещей. Возвращение вещей на место.
Замена на равноценные.
|
Активное властолюбивое поведение |
Вспышки негодования: словесное негодование, ученик идет на конфронтацию и нагнетает напряженность |
Пассивное властолюбивое поведение |
Тихое непослушание: ученик вежливо отвечает и обещает Вам, но продолжает делать своё |
Реакция учителя |
Эмоции: гнев, негодование, может быть страх
Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.д.)
|
Ответы ученика на реакцию учителя |
Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»)
Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её.
|
Происхождение властолюбивого поведения |
1. Социальные установки изменились: соотношение руководство/подчинение в прошлом в «советское время» сменилось на эмансипацию и равные социальные права.
2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.
|
Сильные стороны властолюбивого поведения |
Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам |
Принципы профилактики властолюбивого поведения |
1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.
2. Передача ученику части своей организационной власти.
|
Активное поведение НПВ |
Приемы: ученик делает то, что отвлекает внимание учителя и класса |
Пассивное поведение НПВ |
Приемы: ученик демонстрирует поведение « в час по чайной ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняет очень и очень медленно |
Реакция учителя |
Чувства: раздражение и возмущение.
Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
|
Ответы ученика на реакцию учителя |
Временно прекращает выходку |
Происхождение (причины) поведения НПВ |
1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».
|
Сильная сторона поведения НПВ |
Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем |
Принципы предотвращения поведения НПВ |
1. Больше внимания уделять хорошему поведению.
2. Учить учеников как правильно привлечь внимание, если ученик в этом нуждается.
|
Стратегия |
Техника (тактика) |
Минимизация внимания |
Игнорируйте демонстративное поведение.
Контакт глазами.
Вставляйте имя ученика в текст объяснения.
Посылайте секретный знак.
Посылайте письменное замечание.
Используйте «Я-высказывание».
|
Разрешающее поведение |
Доведите до предела демонстративную выходку.
Весь класс присоединяется к выходке.
«Разрешенная квота».
|
Делайте неожиданности |
Выключите свет.
Издайте музыкальный звук.
Говорите тихим голосом.
Измените голос.
Говорите со стеной (или портретом).
Временно прекратите вести урок.
|
Отвлеките ученика |
Задавайте прямые вопросы.
Попросите об одолжении.
Измените деятельность.
|
Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения |
Благодарите учеников.
Пишите имена хороших учеников на доске.
|
Пересаживайте учеников |
Меняйте учеников местами «Стул размышлений». |
Активная форма ИН-поведения |
Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. |
Пассивная форма ИН-поведения |
Откладывание на потом.
Недоведение до конца.
Временная неспособность.
Официальные диагнозы.
|
Реакция учителя |
Чувства: профессиональная беспомощность.
Импульс: оправдаться и объяснить поведение ученика с помощью специалиста.
|
Ответная реакция ученика |
Стиль ответа: зависимость.
Действие: продолжать ничего не делать.
|
Происхождение ИН-поведения |
Необоснованные ожидания родителей и учителей.
Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм.
Упор на соревнование в классе.
|
Сильные стороны ИН-поведения |
Ученики хотят успеха: всё делать только отлично, лучше всех.
Для большинства учеников сильных сторон нет.
|
Принципы профилактики ИН-поведения |
Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» сменилась на «Я могу».
Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми .
|