Формирование стратегий предотвращения насилия и жестокости в детско-подростковой сред

    Агрессия и жестокость — специфические формы действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Проблема жестокости и агрессивных проявлений в поведении подростков, не отрицалось ни в одном обществе либо народностях на протяжении существования человека на земле. Юноши и девушки на пороге взрослой жизни, по причине отсутствия жизненного опыта, не понимают, как с достоинством выйти из того или иного положения, поэтому склонны к агрессии.
    Основными факторами, провоцирующими жестокость в подростковом возрасте, являются:
   - внутриличностная агрессивность, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;
 - предшествующий опыт жизнедеятельности, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
   - недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
 - традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования;
  - взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления;
 - система взаимоотношений внутри коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).
  
    На положительные результаты эмоционального состояния влияет:
  • создание комфортной среды для учащихся;
  • стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в коллективе;
  • созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков.
   Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.
    Проведенные исследования позволяют утверждать, что в учебные заведения целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.
    Диагностические исследования, проведенные по результатам некоторых игр, показали резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.
    С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.
    В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия.
    В работе с несовершеннолетними, испытывающих поведенческие проблемы, в том числе с высоким уровнем агрессии, педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где ребёнок получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности, например:
  • общие мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление;
  • организация «Выставки достижений», когда каждый подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в учреждении организуется выставка его достижений;
  • организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.
    Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.
    Родителям и педагогам следует правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:
  • спокойно относиться в случае незначительной агрессии;
  • акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности;
  • контролировать собственные негативные эмоции;
  • обсуждать проступок, сохраняя положительную репутацию ребенка;
  • демонстрировать модели неагрессивного поведения;
  • снижать напряжение ситуации.