Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Брестского облисполкома
Государственное учреждение образования
"Высоковская санаторная школа-интернат"
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА
Здоровьем дорожить умейте!
Аннотация
Данный проект рассчитан на то, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации, чтобы в шестой день недели учащиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития, гражданского становления, а также получили положительный эмоциональный заряд. Реализация проекта «В стране Здоро-Вита», поможет удовлетворить запросы учащихся и родителей и создать условия для качественной организации оздоровления и досуга детей.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это вершина, на которую
постоянно нужно взбираться самому.
Народная пословица.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития государства.
В последние годы всё более актуальной становится проблема здоровья подрастающего поколения в Республике Беларусь. Как показывают многочисленные независимые исследования, наши дети испытывают острый дефицит двигательной активности, правильного питания, который в конечном итоге выливается в целый букет заболеваний. Учащиеся могут пройти оздоровление в санаторных школах-интернатах Брестской области, в которых созданы максимально комфортные условия для обучения, воспитания и оздоровления детей. В спектре медицинских услуг – лечебная физкультура, массаж, педиатрия, первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь, пульмонология, физиотерапия и лечение другими средствами природного происхождения.
ГУО "Высоковская санаторная школа-интернат" специализируется на профилактике заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной систем, укреплении здоровья детей с ослабленным иммунитетом. Санаторная школа предлагает не только дневные занятия, но также круглосуточное пребывание детей в жилых корпусах в течение четверти. В санаторной школе-интернате созданы отличные условия не только для обучения, но и для проживания обучающихся. Современные классы, большой актовый зал, дискозал, видеосалон, просторная столовая, спортивный зал делают процесс обучения занимательным и интересным. А уютные и теплые комнаты с отличной отделкой, игровые для 3-4 классов и комнаты отдыха для 5-9 классов оборудованы компьютерами, телевизорами, видеоаппаратурой и настольными играми, что обеспечивают максимальный комфорт для постоянного пребывания.
Опрос родителей и учащихся показывает, что не все школьники и их родители имеют правильное представление о здоровом образе жизни. Причинами ухудшения здоровья являются нарушение режима дня, неправильное питание, недостаточное количество физических нагрузок, перегруженность учебной деятельностью. Наряду с проблемами здоровья можно выделить психологические проблемы, такие как отсутствие понимания с родителями, учителями, неумение взаимодействовать с одноклассниками. А самое главное – отсутствие мотивации на здоровый образ жизни!
Исходя из этого, целью работы проекта является создание прочной мотивационной основы для воспитания здорового человека, сильной, гармонично развитой личности. И где, как не в санаторной школе-интернате создать условия расширения двигательных возможностей учащихся; организовать правильное питание, режим дня, а главное – компенсация дефицита знаний по здоровому образу жизни у учащихся и их родителей.
Так с чего же начать?! Начнём со смыслового понятия слова «здоровье». Здоровье, здравие, здравствуйте! Эти слова мы говорим ежедневно. Порой по несколько раз. Но какой смысл скрывается за обычным приветствием? Слово «здравствуй» не сводится просто к слову «здравие», то есть здоровье. Сейчас мы рассмотрим его происхождение из глубины веков. Корень «здрав» и «здров» встречается и в древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках. Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей: «Sъ-» и «*dorvo-», где первая означала «хороший», а вторая имела отношение к понятию «дерево». При чем здесь дерево? Для древних славян дерево было символом крепости и благополучия, и такое приветствие означало, что человек желает другому этих крепости, выносливости и благополучия и сильного рода. Происхождение слова Вита от латинского в переводе означает «жизнь», а от греческого «победа». Наш проект соединит эти два значимых слова в одно Здоро-Вита, что означает «здоровая жизнь» или «здоровье победит».
Проект шестого школьного дня «В стране ЗдороВита» направлен на внедрение в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, способствующих воспитанию у детей интереса к двигательной активности и физической культуре, правильному питанию и здоровому образу жизни, саморегуляции поведения и творческого самовыражения, отказ от вредных привычек. Страна «Здоро-вита» – это страна здоровья, которая состоит из областей (области – компоненты здоровья). В стране «Здоро-вита» мы выделили 5 областей:
В каждой области находятся города (город – это шестой школьный день), которые классы посещают поочередно. При посещении городов дети получают подсказку на маршрут в следующую область. Попутешествовав по всей стране, приходя к финалу игры в последнюю субботу мая проходит фестиваль всех областей страны «Здоровита», где каждый класс готовит выступление по пропаганде здорового образа жизни.
Для стимулирования детских инициатив, активности и творчества обучающихся при участии в мероприятиях, проводимых в шестой школьный день, необходимо их вовлечь в игру-соревнование, которая заключается в следующем: каждый класс по итогам проведения каждого мероприятия проекта получает марки-эмблемы разных номинаций: 5,10, 20, 50, 100, которые называются «здоровитики». Победители определятся по количеству «здоровитиков» обучающимися каждого класса. По итогам месяца определяется класс-победитель – который получает ключ. Класс, набравший наибольшее количество ключей, сможет открыть для себя – главный приз (экскурсия в Брестскую крепость). Составными элементами проекта являются различные виды игровой деятельности: разовые мероприятия, акции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия. В процессе смены будет уделено внимание разработке и выпуску буклетов, журналов, видеоматериалов, социальной рекламы, направленных на профилактику вредных привычек и пропаганду здорового и счастливого детства.
Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми!
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Формирование мотивации учащихся на здоровый образ жизни через активное участие в спортивно-оздоровительной и культурно-массовой деятельности школы
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Изучить и применить систему здоровьесберегающих технологий с целью адаптации её к условиям санаторной школы-интерната.
- Дать учащимся необходимые знания в области сохранения и укрепления здоровья, формировать умения, навыки и привычки, способствующие заботливому отношению к своему здоровью.
- Скоординировать работу всех участников проекта на реализацию здоровьесберегающего пространства школы-интерната.
- Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.
- Ориентировать ребят на распространение идеи проекта «В стране Здоро-Вита» среди сверстников по принципу «равный обучает равного».
- Осуществлять медицинский, социальный и психологический контроль за состоянием здоровья обучающихся.
День путешествий и открытий
Цель: изучение истории родного края, расширение кругозора о традициях, получение и систематизация знаний о культуре, истории и природе малой родины, Республики Беларусь.
Реализация данного направления:
- посещение музеев, памятных мест Беларуси, Брестчины;
- проведение походов по памятным местам;
- клуб выходного дня;
- конкурсы по краеведению;
-организация работы краеведческих кружков;
-заседание ученических научных обществ;
- экскурсии.
День здоровья и спорта
Цель: пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся ответственного отношения к собственному здоровью; развитие интереса к окружающей жизни людей и природы; воспитание культуры здорового образа жизни, вовлечение в физкультурно - спортивную деятельность
Реализация данного направления:
- участие в мероприятиях акции «Здоровый я – здоровая страна»;
«Я выбираю здоровье»;
-традиционные спортивные соревнования;
- организация работы спортивных кружков и секций;
- комплексные соревнования по народным, подвижным и спортивным играм,
лёгкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике;
- конкурсы в отдельных упражнениях (метания снежков, набивных мячей, броски баскетбольного мяча по кольцу, дартс);
- Спартакиада школьников;
- День здоровья;
- мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании, СПИД;
День добрых дел и соблюдения законов и правил
Цель: формирование представлений о духовно - нравственной, правовой культуре, о законопослушании, вовлечение в социально значимые проекты.
Реализация данного направления:
- участие в благотворительных акциях;
- посещение детей-инвалидов и престарелых с целью оказания социальной помощи и психологической поддержки.
- проведение акций, мероприятий по профилактике безопасного движения, противопожарной безопасности;
- оказание помощи по возрождению культурно - исторических мест;
- участие в трудовых акциях по благоустройству территории школы, мест захоронений погибших в ВОВ;
- работа волонтёрских отрядов;
- работа социально-педагогической и психологической службы.
День творческих затей
Цель: формирование эстетической культуры, представлений о полезном досуге, создание условий для развития творческих способностей.
Реализация данного направления:
- организация и посещение художественных выставок;
- мастер- классы по различным видам искусства;
- фестиваль « Вясёлкавы карагод»;
- участие в районных, областных, республиканских конкурсах;
- работа кружков художественно- эстетической направленности;
- выступление агитбригад;
- деятельность БРПО, БРСМ
- проведение мероприятий с родителями.
Мониторинг:
- занятость в школьных объединениях по интересам;
- занятость в объединениях по интересам учреждений дополнительного образования;
- количество посещений районных музеев и выставок;
- количество экскурсионных поездок;
- количество учащихся, посещающих мероприятия в шестой школьный день;
- занятость в шестой школьный день учащихся, требующих индивидуальной профилактической работы, учащихся, находящихся в СОП.
Предполагаемый результат
Реализация настоящей Программы позволит:
- повысить качество воспитательного процесса;
- усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания;
- повысить результативность воспитания на основе потребностей и запросов детей;
- повысить эффективность деятельности ученического самоуправления Детский парламент;
- увеличить долю участия в воспитательном процессе самих детей и подростков, а также их родителей;
- повысить эффективность работы социально-педагогической и психологической службы, уровень социально-педагогической защиты и психологической поддержки обучающихся;
- повысить эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодёжи за счёт организации их максимальной занятости, расширить возможности социума и школы для организации работы с детьми и родителями.