Профилактическая работа с учащимися

Профилактика девиантного поведения учащихся

Что означает понятие «девиантное поведение»
Под девиантным поведением (лат. Deviatio –уклонение) поведением понимаются:
  1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам;
  2. социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (стандартам, шаблонам)
    Девиантное поведение может носить позитивный и негативный для общества характер. Позитивные отклонения в поведении служат средством развития общества, повышения его организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют общество, подрывая подчас его основы. Девиантное поведение ведет к социальной патологии: преступности, алкоголизму, наркомании, проституции, суициду.
 
Три основных закона поведения
1-й закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах
2-й закон Любое поведение учащегося подчинено общей цели – чувствовать свою важность и значимость
3-й закон Нарушая дисциплину, учащийся осознает, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей:
- привлечь внимание;
- власть; 
- месть;   
- избегание неудачи;
 
Анализ «плохого» поведения
 
Привлечение
внимания

Власть

Месть

Избегание
неудачи
Социальные
причины
 
 
 
 
 
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению
 
Мода на «сильную» личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребёнка
Рост насилия в обществе
 
 
 
 
 
Слишком высокие требования родителей и учителей
 
 
 
Сущность поведения
 
 
Получать особое внимание
 
 
«Ты мне ничего не сделаешь»
 
 
Вредить в ответ на обиду
 
 
«Не буду и пробовать, всё равно не получится».
«Сильные» стороны поведения
Потребность в контакте с учителем
 
Смелость, сопротивление влияниям
Способность защищать себя от боли и обид
Отсутствуют
 
 
Реакция учителя: эмоции
 
 
Раздражение, негодование
 
 
 
Гнев, негодование, возможен страх
 
 
 
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху
Профессиональная беспомощность
 
 
 
Реакция учителя: импульс
 
Сделать замечание
 
 
 
Прекратить выходку с помощью физического действия
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации
 
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
Реакция ученика
 
 
 
 
Временно прекращают
 
 
 
 
Прекращают выходку, когда сами сочтут нужным
 
 
Прекращают выходку, когда сами сочтут нужным
 
 
Попадают в зависимость от учителя, продолжают ничего не делать.
 
Способы
предотвращения
 
 
 
 
 
 
 
Учить детей привлекать внимание приемлемыми способами.
Оказывать внимание за хорошее поведение.
 
Уходить от конфронтации. Отдать часть своих органи-
заторских функций
 
 
 
 
Строить взаимоотношения с учеником на принципах заботы о нём.
 
 
 
 
Поддержка ученика, чтобы его установка на «Я не могу» сменилась на «Я могу»
 
 
 
 
 
Схема корректировки девиантного поведения учащихся,
когда цель – избегание неудачи
СТРАТЕГИЯ
ТАКТИКА
Изменить методы объяснения
Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков.
Учить за один раз чему-то одному
Ввести дополнительные методы обучения
Дополнительная помощь от учителя.
Помощь компетентных взрослых
Ученики-репетиторы
Учить позитивно рассказывать о том, что делает и о себе
Ищите два «плюса» на каждый «минус». Декларировать «Я могу» перед выполнением задания
Делать ошибки нормальным и нужным явлением
Рассказывайте об ошибках
Показывайте ценность ошибки как попытки
Минимизируйте последствия от сделанных ошибок
Формировать веру в успех
Поддерживайте любые улучшения
Объявляйте о любых вкладах
Раскрывайте сильные стороны своих учеников
Признавайте трудность Ваших заданий
Ограничивайте время Ваших заданий
Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах
Анализируйте прошлый успех
Повторяйте и закрепляйте успехи
Делать процесс обучения ощутимым
Наклейки «Я могу»
Альбомы достижений
Рассказы о вчера, сегодня и завтра
Отмечать достижения
Аплодисменты «Звёзды и наклейки»
Награды и медали  
Выставки 
Самопризнание
 
Схема характеристики «мстительного поведения»
Активное мстительство
Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю
Пассивное мстительство
Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта
      Реакция учителя
Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху.
Импульс: немедленно ответить силой, как равному (подавить), или уйти из ситуации (убежать из класса)
Ответы ученика на реакцию учителя
Стиль ответа – вредить
Действия – выходка продолжается, пока сам ученик не решит ее прекратить
Происхождение мстительного поведения
Отражение роста насилия в обществе
Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов
Сильные стороны мстительного поведения
Ученики демонстрируют высокую жизнестойкость, умение защитить себя от боли
Принципы профилактики мстительного поведения
1.     Строить отношения со всеми учащимися по принципу заботы о них
2.     Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами
 
Схема корректировки девиантного поведения,
когда цель – власть или месть.
Меры экстренного педагогического вмешательства.

 

СТРАТЕГИЯ

ТАКТИКА

Ищите «изящный уход»

Признайте власть ученика.  Уберите «зрителей».  Перенесите обсуждение вопроса. Делайте записи. Озадачивайте учеников. Соглашайтесь с учеником. Меняйте тему.

Используйте удаление

Удаление, не выходя из класса Удаление в другой класс.
Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации.
Удаление с применением силы.

Устанавливайте санкции

Лишить или отложить право заниматься чем-либо.
Лишение или отлагательство права пользоваться любимыми предметами.
Лишение доступа в различные помещения школы.
Прекращение взаимодействия с другими учениками.
Требование встречи с администрацией  Требование встречи с родителями. Требование встречи с милицией.
Возмещение учеником убытков: починка, ремонт предметов, вещей. Возвращение вещей на место.
Замена на равноценные.
 
Характеристика властолюбивого поведения

Активное властолюбивое поведение

Вспышки негодования: словесное негодование, ученик идет на конфронтацию и нагнетает напряженность

Пассивное властолюбивое поведение

Тихое непослушание: ученик вежливо отвечает и обещает Вам, но продолжает делать своё

Реакция учителя

Эмоции: гнев, негодование, может быть страх
Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.д.)

Ответы ученика на реакцию учителя

Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»)
Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её.

Происхождение властолюбивого поведения

1.     Социальные установки изменились: соотношение руководство/подчинение в прошлом в «советское время» сменилось на эмансипацию и равные социальные права.
2.     Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.

Сильные стороны властолюбивого поведения

Ученики демонстрируют лидерские способности:  умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам

Принципы профилактики властолюбивого поведения

1.     Уход от конфронтации и снижение напряженности.
2.     Передача ученику части своей организационной власти.
 
Характеристика поведения, направленного на привлечение внимания (НПВ)

Активное  поведение НПВ

Приемы: ученик делает то, что отвлекает внимание учителя и класса

Пассивное поведение НПВ

Приемы: ученик демонстрирует поведение « в час по чайной ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняет очень и очень медленно

Реакция учителя

Чувства: раздражение и возмущение.
Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.

Ответы ученика на реакцию учителя

Временно прекращает выходку

Происхождение (причины) поведения НПВ

1.     Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
2.     Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
3.     Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».

Сильная сторона поведения НПВ

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем

Принципы предотвращения поведения НПВ

1.     Больше внимания уделять хорошему поведению.
2.     Учить учеников как правильно привлечь внимание, если ученик в этом нуждается.
 
Схема поведения педагога,
когда цель – привлечь внимание

 Стратегия       

Техника (тактика)

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение.
Контакт глазами.
Вставляйте имя ученика в текст объяснения.
Посылайте секретный знак.
Посылайте письменное замечание.
Используйте «Я-высказывание».

Разрешающее поведение

Доведите до предела демонстративную выходку.
Весь класс присоединяется к выходке.
«Разрешенная квота».

Делайте неожиданности

Выключите свет.
Издайте музыкальный звук.
Говорите тихим голосом.
Измените голос.
Говорите со стеной (или портретом).
Временно прекратите вести урок.

Отвлеките ученика

Задавайте прямые вопросы.
Попросите об одолжении.
Измените деятельность.

Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

Благодарите учеников.
Пишите имена хороших учеников на доске.

Пересаживайте учеников

Меняйте учеников местами «Стул размышлений».

 
Характеристика поведения, направленного на избегание неудачи (ИН)

Активная форма ИН-поведения

Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма ИН-поведения

Откладывание на потом.
Недоведение до конца.
Временная неспособность.
Официальные диагнозы.

Реакция учителя

Чувства: профессиональная беспомощность.
Импульс: оправдаться и объяснить поведение ученика с помощью специалиста.

Ответная реакция ученика

Стиль ответа: зависимость.
Действие: продолжать ничего не делать.

Происхождение ИН-поведения

Необоснованные ожидания родителей и учителей.
Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм.
Упор на соревнование в классе.

Сильные стороны ИН-поведения

Ученики хотят успеха: всё делать только отлично, лучше всех.
Для большинства учеников сильных сторон нет.

Принципы профилактики ИН-поведения

Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» сменилась на «Я могу».
Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми .
свернуть

Профилактика суицида среди несовершеннолетних

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев, и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! 
    Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
    Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
    Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
    Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.  
    Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
   1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 
   2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
   3.Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
   4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
   5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.  Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
 
Важно соблюдать следующие правила:
  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
  • не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;
  • и, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!
Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению
Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:
  • ранние попытки к суициду;
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • суициды в семье или в окружении друзей;
  • алкоголизм;
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  • семейные проблемы,
  • психические заболевания, а именно:
  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения. 
    Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.
 
Признаками эмоциональных нарушений являются:
  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • Погруженность в размышления о смерти;
  • Отсутствие планов на будущее;
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Признаки депрессии у детей
  • Печальное настроение.
  • Потеря свойственной детям энергии.
  • Внешние проявление печали.
  • Нарушение сна.
  • Соматические жалобы.
  • Изменение аппетита или веса.
  • Ухудшение успеваемости.
  • Снижение интереса к обучению.
  • Страх неудачи.
  • Чувство неполноценности.
  • Самообман - негативная самооценка.
  • Чувство «заслуженной отвергнутости».
  • Чрезмерная самокритичность.
  • Сниженная социализация, замкнутость.
  • Агрессивное поведение.
Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми

 Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 
развернуть

  Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое,
  • сексуальное,
  • психическое насилие,
  • пренебрежение основными нуждами ребенка.
Признаки жестокого обращения
– следы побоев, истязаний, другого физического воздействия
– следы сексуального насилия
– запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
– отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними.

– систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить жестокое отношение:
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомлённый вид, отставание в физическом развитии.
Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания. 
 
Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка:
  1. неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;
  2. присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
  3. безработица, финансовые трудности;
  4. постоянные супружеские конфликты;
  5. статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  6. низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
  7. нежеланный ребенок;
  8. умственные или физические недостатки ребенка;
  9. "трудный" ребенок.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
  • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  • Не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.       
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия
  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
 
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
Когда ребенок рассказывает вам о насилии:
  1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
  2. Попытайтесь оставаться спокойными.
  3. Успокойте и поддержите ребенка словами:
  • «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделала».
  • «Ты в этом не виновата».
  • Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  1. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).
  2. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  3. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например: «Твоя мама не расстроится» или: «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).
Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
 
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками
  1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
  2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
  4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
  5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
  1. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!
свернуть

Формирование стратегий предотвращения насилия и жестокости в детско-подростковой среде

Агрессия и жестокость — специфические формы действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
развернуть
    Проблема жестокости и агрессивных проявлений в поведении подростков, не отрицалось ни в одном обществе либо народностях на протяжении существования человека на земле. Юноши и девушки на пороге взрослой жизни, по причине отсутствия жизненного опыта, не понимают, как с достоинством выйти из того или иного положения, поэтому склонны к агрессии.
    Основными факторами, провоцирующими жестокость в подростковом возрасте, являются:
   - внутриличностная агрессивность, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;
 - предшествующий опыт жизнедеятельности, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
   - недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
 - традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования;
  - взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления;
 - система взаимоотношений внутри коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).
  
    На положительные результаты эмоционального состояния влияет:
  • создание комфортной среды для учащихся;
  • стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в коллективе;
  • созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков.
   Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.
    Проведенные исследования позволяют утверждать, что в учебные заведения целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.
    Диагностические исследования, проведенные по результатам некоторых игр, показали резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.
    С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.
    В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия.
    В работе с несовершеннолетними, испытывающих поведенческие проблемы, в том числе с высоким уровнем агрессии, педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где ребёнок получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности, например:
  • общие мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление;
  • организация «Выставки достижений», когда каждый подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в учреждении организуется выставка его достижений;
  • организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.
    Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.
    Родителям и педагогам следует правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:
  • спокойно относиться в случае незначительной агрессии;
  • акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности;
  • контролировать собственные негативные эмоции;
  • обсуждать проступок, сохраняя положительную репутацию ребенка;
  • демонстрировать модели неагрессивного поведения;
  • снижать напряжение ситуации.
свернуть

Профилактика употребления ПАВ

Признаки употребления наиболее распространенных психоактивных веществ (ПАВ).
Токсикомания средствами бытовой химии.
   Основными токсическими агентами, которыми чаще всего пользуются несовершеннолетние, являются средства бытовой химии, содержащие ароматические углеводороды. Наиболее распространенным токсикантом в России на сегодняшний день является клей «Момент». Одурманивание происходит путем вдыхания паров этих средств подростками, часто объединяющимися в группы по пять-десять человек, которые собираются для этого в самых различных местах (подвалы, чердаки, лифты).
    Мотивом для употребления клея является достижение состояния различной степени помрачения сознания с наплывом разнообразных и управляемых галлюцинаторных переживаний, которые носят законченный сюжетный характер. На сленге это называется «смотреть мультики». Наиболее часто возникают сюжеты из боевиков, порнографических фильмов, в которых сам опьяневший может принимать активное участие.
  Признаком острой интоксикации средствами бытовой химии являются покраснение кожных покровов, отечность лица, затрудненное дыхание через нос. Язык часто обложен желтоватым налетом, глаза блестят, зрачки расширены. Отмечаются нарушение координации движений и дрожание рук. Речь отрывистая, ответы на вопросы обычно короткие. Характерно состояние некоторой оглушенности, несмотря на возможную активность подростка. Настроение может быть как благодушно-веселым, так и злобно-тоскливым. Иногда чувствуется резкий «химический» запах, следы клея на лице, одежде подростка.
 
Интоксикация галлюциногенами.
    Для интоксикации психоделическими наркотиками, такими как ЛСД, фенциклидин, мескалин, или лекарственными средствами, обладающими подобным действием — калипсолом и циклодолом, — характерно состояние оглушенности и помрачения сознания. Окружающий мир вокруг воспринимается искаженно, либо не воспринимается вообще. Человек в состоянии интоксикации может не воспринимать обращенной речи или не адекватно отвечать на вопросы. На лице — выражения изумления, любопытства, но могут быть эмоции страха, ужаса. Отражением наличия галлюцинаций служат попытки взять несуществующие предметы, разговаривать с несуществующими людьми. Отмечается общая пассивность в поведении, координация движения нарушена. Зрачки широкие, кожные покровы бледные, слизистые оболочки сухие.
 
Интоксикация психостимуляторами.
   Начиная с 80-х годов на территории бывшего СССР получили распространение такие вещества, относящиеся к группе амфетаминов, как эфедрон и первитин. Последние два-три года нарастает употребление синтетических амфетаминов, поступающих из-за рубежа, но актуальность применения первитина и эфедрона сохраняется ввиду их дешевизны и относительной легкости синтеза. Наркомания, вызванная приемом психостимуляторов, отличается тяжестью течения и опасностью осложнений.
    Для острой интоксикации психостимуляторами характерна бледность кожных покровов, расширение зрачков, блеск в глазах. Принявший эти наркотики весел, оживлен. Отмечается высокая двигательная активность, навязчивость к окружающим. Темп речи быстрый, суждения поверхностны и непоследовательны. При внутривенном введении психостимулятора наблюдаются многочисленные следы инъекций по ходу вен, обычно на верхних конечностях. Систематический прием наркотиков сопровождается нарастающим дефицитом массы тела, нарушениями сна, неврологическими расстройствами, которые указывают на диффузное поражение центральной нервной системы.
 
Употребление экстази.
   Производится в «удобной» для приема таблетированной форме, сочетает в себе свойства психостимулятора и галлюциногена. Используется «экстази» чаще как «дискотечный наркотик» для облегчения восприятия современной высокоритмичной музыки и позволяет много часов танцевать, не чувствуя усталости. «Экстази» дорог и обычно его потребители достаточно быстро переходят на систематический прием кокаина или героина, которые существенно дешевле.
 
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками:
  • Снижения интереса к учебе, обычным увлечениям.
  • Проявляется отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
  • Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
  • Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
  • Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
  • Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.
  • Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
  • Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцы, иглы, небольшие пузырьки, обложки из-под таблеток, небольшие кулёчки из целлофана или фольги, тюбики из-под клея, пластиковые пакеты от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.
  • Изменение аппетита — от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодически тошнота, рвота.
  • Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
  • «Беспричинное» расширение, сужение зрачков.
Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков.
Основные правила:
1) Первая задача — предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
2) Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивым.
3) Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
4) Необходимой представляется информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним, и основах ее организации. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.
5) При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
6) Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.
 
Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:
  1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
  2. При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатранарколога, работника правоохранительных органов.
  3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета.
  4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, необходимо:
  1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
  2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.
  3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
  4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние алкогольного или наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.
  5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
  6. При совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
свернуть

Телефоны доверия

поделиться в: